В феврале 2012 года в Азовском музее-заповеднике открылась необычная выставка, которая привлекла пристальное внимание многочисленных журналистов центральных, региональных и городских средств массовой информации:
Объектом исследования стала фондовая коллекция зеркал XIX – начала XX веков. Казалось бы обычный, с детства привычный предмет интерьера, а как много с ним связано загадок, суеверий и тайн, уходящих корнями в далекое человеческое прошлое… Естественным зеркалом, которое подарила природа людям, стала водная гладь. И, возможно, совершенно по-иному выглядел человек, если бы он никогда не увидел своего отражения. Именно этот предмет каждый день, словно магнит, притягивает наш взор на работе и дома независимо от того, торопимся ли мы на встречу или позируем, примеряя новый наряд. Зеркало, подчеркивая наши достоинства, не забывает при этом указать и на наши недостатки. С ним мы взрослеем, привыкая с годами к изменению своего образа, его же закрываем, когда уходит в мир иной близкий нам человек. Возможно, боимся, что оно собьет с пути покинувшую тело душу или вновь отразит родное лицо или силуэт. «Зазеркалье» по-прежнему хранит свои секреты, история же отправляет в путешествие в далекое III тысячелетие, когда появляются первые предметы, в которых можно было разглядеть свой облик. Древние народы изготавливали зеркала из бронзы и серебра, связывая их с двумя небесными светилами, – солнцем и луной. Греческая мифология вознесла на звездное небо героя, победившего с помощью зеркального щита Медузу Горгону Персея. В III в. до н.э. прославленный ученый из Сиракуз Архимед сумел использовать силу зеркал как страшное оружие. Сфокусировав солнечные лучи на корабли неприятеля, он сжег прославленный римский флот. Своеобразное поучение юношам давал известный философ Сократ – он рекомендовал им чаще смотреться в зеркало, чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами. В эпоху Средневековья зеркала исчезают сначала из быта священнослужителей, а затем и обычных мирян. Религиозные конфессии утверждали, что в зеркало на мир смотрит дьявол, поэтому модницам в эпоху «охоты на ведьм» приходилось довольствоваться отражением в воде. В эпоху развитого Средневековья зеркала вновь на волне популярности. Новое звучание им дали секретные рецептуры венецианских мастеров, хранивших их под страхом смертной казни. В XVI веке за одно ростовое зеркальное полотно можно было получить небольшое торговое судно. На Руси до XVII века зеркало считалось заморским грехом. Церковный Собор 1666 года запретил духовным лицам иметь в употреблении подобный предмет. В народной же среде зеркало стало неотъемлемым предметом интерьера. Оно входило в состав девичьего приданого, оформлялось в резные деревянные рамы, переходило по наследству от поколения к поколению, по-прежнему храня свои секреты и тайны в волшебном мире «Зазеркалья».
|